Дмитриев Николай Иванович, директор судостроительного треста «Наваль-Руссуд»

Дмитриев Николай Иванович. Инженер-кораблестроитель. Один из тех, кто сыграл ведущую роль в возрождении николаевского судостроения в начале 20 века. Это о нем морской министр Григорович писал: «На Адмиралтейском заводе есть очень дельный инженер Дмитриев, которого все сманивают и обещают большое содержание, буду стараться его удержать. Он мне нужен для проекта перестройки Черноморских заводов…» [1]. Это его Алексей Николаевич Крылов оценивал как: «выдающегося во всех отношениях инженера» [2].

Николай Иванович родился в 1875 году. Он получил превосходное образование. По выражению Крылова «По-французски он говорит как француз, по-английски как англичанин, по-немецки как немец»[2]. Окончил Петербургский технологический институт. В 1908-1910 гг. работал на Адмиралтейском заводе (в Санкт-Петербурге), вначале заведующим судостроительным цехом, судостроительными и механическими мастерскими, затем главным инженер-механиком [3]. В 1909 г., будучи 34 лет от роду в соавторстве с Колпычевым В.В. издал книгу «Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей» [4]. Морским министерством часть тиража книги была приобретена и разослана судостроительным заводам страны. Именно с этой книги карьера Николая Ивановича резко пошла вверх.

Директо трест Наваль-Руссуд Дмитриев

Как вспоминает Крылов: «Совещание по судостроению тогда должно было решать вопрос о командировке наших инженеров за границу для ознакомления с заграничными кораблестроительными заводами, а тут готовый труд, где все, что нужно, уже собрано, приведено в систему авторами… Доложил в ближайшем заседании отзыв и испрашиваю по 7500 руб. каждому из авторов…, прошу также разрешения купить у них 300 экз. книги…, которую и разослать нашим корабельным инженерам и инженер-механикам, служащим на наших заводах. Совещание по судостроению мое предложение одобрило…. Это было начало замечательной и блестящей заводской деятельности Дмитриева…» [2].

С 1911 г. Николай Иванович – директор-распорядитель завода «Руссуд» (сейчас завод им. 61 Коммунара). Под его руководством был разработан проект модернизации верфи «Руссуда», созданного на базе Николаевского адмиралтейства. Этот проект превосходно сочетал местные природные условия и возведенный на его основе завод, по свидетельству современников, вплоть до начала 30-х гг. служил образцом средств техники мирового судостроения. Для успешного решения задачи спуска крупных корпусов линкоров в неширокий Ингул, Дмитриев расположил эллинг у поворота реки, так что спускаемый корабль выходил на глубоководный фарватер достаточно протяженного по длине прямолинейного участка реки. Используя крутой рельеф местности, цех подготовки корпусного материала был расположен на уровне подкрановых путей эстакады эллингов, и детали набора подавались из цеха на стапель прямо цеховыми мостовыми кранами [5].

Директо трест Наваль-Руссуд Дмитриев

В 1915 г. он возглавил трест «Наваль – Руссуд» («Наваль» — сейчас ЧСЗ), образовавшийся в результате слияния двух судостроительных заводов. Под его руководством строились линейные корабли типа «Императрица Мария», легкие крейсера типа «Адмирал Нахимов», эскадренные миноносцы типов «Беспокойный», «Счастливый» и «Фидониси» [6], уникальный плавучий док грузоподъемностью 30 000 т для линейных кораблей. При нём завод «Руссуд» построил 4 крупных подводных лодки типа «Барс», собирались подводные лодки типа «Американский Голланд»; построены 50 самоходных десантных барж и десантные суда типа «Эльпидифор». Строительство десантных барж примечательно тем, что для их сборки была применена поточная технология, что было впервые в практике отечественного судостроения [7].

В 1913 г. Дмитриев Н.И. получил чин коллежского советника.

C 1912 г. Дмитриев стал действительным, а с 1913 г. почетным членом Николаевского яхт-клуба. В 1912г. на его средства на территории яхт-клуба была сооружена большая шлюпочная мастерская с просторным светлым плазом для разбивки на нем чертежей в натуральную величину. Благодаря Дмитриеву на месте пришедших в ветхость деревянных сараев построено каменное здание с площадкой на крыше. В 1914 он являлся председателем гоночной комиссии. Подарил яхт-клубу переходящие кубки имени Русского судостроительного общества («Руссуд») и Николаевских заводов и верфей («Наваль»).

После Октябрьской революции Дмитриев Н.И. эмигрировал во Францию. В 1920 участвовал в Париже в работе Российского торгово-промышленного и финансового союза. Некоторое время Дмитриев работал директором небольшого завода по изготовлению радиаторов парового и водяного отопления [2]. Во второй половине 1920-х занял должность помощника директора верфи «Шантье наваль Франс» (Chantiers Navals Francais) в г. Кане (Caen), на котором по заказу Советского правительства и под наблюдением А. Н. Крылова в 1928-1929 гг. были построены два самых больших в то время нефтеналивных танкера «Советская нефть» и «Нефтесиндикат СССР».

Советский Союз приглашал вернуться Николая Ивановича в страну. Но, как пишет Крылов: «почему-то не сошлись в условиях; он требовал большей самостоятельности, чем ему могли предоставить».

Во время 2-й мировой войны специализировался на подъеме затонувших судов. Выступал с докладами по вопросам судостроения в Союзе русских инженеров (1935), Союзе русских дипломированных инженеров (1946) [8].

В Николаеве есть улица Дмитриева, но названа она не в честь Николая Ивановича, а именем советского летчика.

Вот такой человек жил и трудился в нашем городе. Казну не крал. Откаты не требовал. Людей не расстреливал. Строил заводы. Строил корабли. Строил яхт-клуб. Его именем никто не предлагает назвать гимназию. Не предлагают назвать площадь или сквер. Кто знает, может быть, наша проблема еще и в том, что мы неверно выбираем героев для общественной памяти?

Примечание

«Морской энциклопедический словарь» [3] сообщает, что Николай Иванович скончался во Франции в 1929 г. По всей видимости, это связано со следующими воспоминаниями Крылова: «Одно время он мне писал, но с 1929 г. я потерял с ним связь и не знаю, где он; его брат Александр Иванович, знаменитый архитектор, с того же времени не имел о нем сведений» [2].

Однако, надо учесть, что и Александр Иванович и Алексей Николаевич Крылов, остались в СССР, сквозь железный занавес которого просто постепенно перестали приходить любые вести. Издание «Российское зарубежье во Франции (1919 – 2000)» [8] приводит факты о профессиональной деятельности Николая Ивановича до 1946 года. Мы надеемся, что так оно и было, что выдающийся инженер Дмитриев с честью нес славу нашего кораблестроения во Франции еще долгие годы.

Список источников

1. ЦГАВМФ. Ф. 701. Оп. 1. Д. 72. Л. 9 об.
2. Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1984. С. 287, 288.
3. Морской энциклопедический словарь. Т. 1. — Л., «Судостроение», 1991;
4. Дмитриев Н.И., Колпычев В.В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. Спб., 1909. 1252 с.
5. Виноградов С.Е. Последние исполины Российского Императорского флота. – Спб.: Галея Принт, 1999. – 408 с.
6. Чернышев А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики» – М.: Яуза, ЭКСМО,. 2011. – 176 с.
7. Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на Юге России. – Калининград: Кн. Изд-во, 1990. – 383 с.
8. Российское зарубежье во Франции (1919 – 2000). Биографический словарь в трех томах (L’Emigration russe en France (1919 — 2000). Dictionnaire biographique en trios volumes). Под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>