НКИ: 2-я технологическая практика на заводе «Океан»
25 лет назад, в июне 1991 года, наш курс Корфака проходил 2-ю технологическую практику. Более шустрые сокурсники сразу записались куда надо. «У меня папа на стапеле ЧСЗ, мне туда надо», «а у меня мама в нормоконтроле на 61-м, меня туда берут». Какие-то списки составлялись и переписывались заново в результате интриг. Шла подковерная борьба, чтобы попасть на завод поближе к дому. Мы, общежитецкие, смотрели на это дело отстраненно. У нас не было ни папы на ЧСЗ, ни мамы в нормоконтроле, поэтому мы с пониманием относились к желаниям местных. В результате нас распихивали по остаточному принципу и оказалось, что на практику мы попали на «Океан». Ну и ладно – сказали мы. Молодость ко всему относится легко.
Работали мы в сухом доке. Строили нефтерудовоз с построечным наименованием «Coral Sea IV». Кажется, это было какое-то развитие пр. 15941, тип «Харитон Греку», для норвежского, что ли, заказчика, но точно не скажу. «Океан» тогда был модерновый завод с отлаженной технологией. Высокоавтоматизированное корпусообрабатывающее производство, в котором тогда как раз была внедрена резка тонколистовой стали в слое воды. Корпусосборочный цех и обширные предстапельные площадки, позволяющие внедрить поточно-позиционный блочный и крупноузловой метод сборки с широким применением автоматической и полуавтоматической сварки. Сухой док с мощным крановым оборудованием, облегчающий формирование корпуса на ровном киле островным методом из уже заранее собранных блоков. Все это было на то время самое новое слово техники, которое мы изучали в тогдашних учебниках.
Через две недели после начала практики мы уже были заправскими работягами. Каждый из нас за этот срок освоил профессию сборщика судов и, встречаясь в заводской столовой с сокурсниками, мы с гордостью хвастались друг перед другом умением работать газовым резаком и варить вертикальные швы :) Я потом еще несколько лет рассказывал родственникам и знакомым как трудно было прихватывать кницы в питьевой цистерне или прирезать палубную секцию к палубному стрингеру и как я круто справлялся с этими и другими задачами :) Наверное, сегодня это звучит смешно. И притом, мы уже ощущали себя почти инженерами. По итогам практики мы писали отчет что-то типа «Технология сборки днищевой секции нефтерудовоза проекта…».
А помните? Тогда вообще была такая точка зрения на процесс подготовки, что будущий инженер должен освоить и рабочие специальности. Хорошо бы, когда попутно с ростом промышленности, начнет восстанавливаться ВУЗовская практика, эта добрая традиция была возобновлена. Не просто рабочие специальности нужно знать! Нужно знать саму эту среду! Чтобы не пугать институток грубыми работягами. Это сейчас мы белоручки. А начало взрослой жизни я провел среди рабочего класса. Начал в 16 лет токарем на КрАЗе. Потом работал грузчиком в магазинах, матросил на Енисее, стройотрядил, конечно. Вот что скажу – это очень трогательно, когда эти грубые работяги, сварщики в прожженной брезентухе, отдают свой пайковый кефир студентам – «нате, ребятки, вы, небось голодные».
Сейчас я уже с легкой завистью вспоминаю нас тогдашних. Для бешеной собаки триста верст не крюк :) … А мы с Лешей мотались каждое утро из студенческого общежития НКИ (в Соляных) на завод. С транспортом тогда было так… по-советски. От Центрального рынка в Октябрьское ходил 12-й автобус. Желтая такая «гармошка», в которой можно было еще поспать по дороге. А вот до рынка добраться из Соляных – это как повезет. К тому же, по летнему времени смена на заводе начиналась на 1 час раньше и вовремя поспеть – на это надо было потратить усилия! Вставали мы, кажется, часов в 5 утра. И бегом-бегом! Обратно – уже проще. На том же 12-м мы доезжали до Советской, неспешно проходили ее, останавливаясь в «Родничке» выпить молочный коктейль, а потом пешком далее через пешеходный Ингульский мост шли уже домой. Даже пиво не пили. Не пил я тогда пива – так то… Сам удивляюсь :)
О тех временах остались самые светлые воспоминания. Не смотря на ранние подъемы и тяжелый труд, не смотря на изнуряющую жару на стапеле, пот и пробивание током от сварочного аппарата, это было, все-таки, хорошее время – впереди мы предвкушали новые проекты, и руки от этого чесались на новые дела.