Кто ковал «ядерный щит державы»?
И еще о тех, кто «ковал», на этот раз непосредственно само «славное русское оружие». Или как там его – «ядерный щит державы»? Или «ядерный молот державы»? Отжеж, уже не помню как это правильно называлось… Из личных воспоминаний.
20 лет назад, в 1995 году, я работал инженером-конструктором 3 категории в Отделе главного конструктора СРЗ «Нерпа». В КБ-02, т.е. в Бюро Корпуса. Предназначение завода – ремонт атомных подводных лодок (АПЛ). Но времена для российской оборонки уже наступили суровые. Некоторые лодки, которые пришли на ремонт, не дождались его, и стали в очередь на утилизацию. А еще завод пытался заниматься коммерцией на свой страх и риск – строить малое универсальное рыболовное судно, но мусолил этот заказ годами и я сомневаюсь, что из него таки что-то выгорело. Все это происходило в Заполярье, в маленьком режимном городке со многими названиями – Снежногорск, он же Вьюжный, он же Мурманск-60. Обо всем об этом надо рассказывать отдельно и подробно, а есть что рассказать. Выйду на пенсию – напишу мемуары, все тайны выдам :)
А пока я хочу сказать вот что. О людях. О наших людях в КБ-02. Вот списочный состав КБ, с указанием где учился и откуда прибыл:
Носов Сергей (начальник бюро), НКИ, г. Николаев, Украина
Носова Татьяна, НКИ, г. Николаев, Украина
Моисеева Ольга, НКИ, г. Николаев, Украина
Гадюченко Лада, СПИ, г. Севастополь, Украина
Булыменко Олег, НКИ, г. Артемовск, Украина
Князькин Вячеслав, НКИ, г. Кременчуг, Украина
Удовицкий Дмитрий (т.е. я :) ), НКИ, г. Кременчуг, Украина
Был еще один мужик в Бюро. Я с ним проработал недолго – его уволили за пьянку. Его стол был сразу за моей спиной и все что я помню про него – это ядерный запах «Дирола». Ни имени, ни откуда он – в памяти не сохранилось. Не НКИ-шный – это точно. К этому надо добавить, что Главным конструктором завода был полтавчанин, тоже выпускник НКИ, Юрий Клоков. А директором завода был николаевец Павел Стеблин, само собой, выпусник НКИ :) Здесь на улице Фрунзе у него квартира была до самого последнего времени, но, к сожалению, «Паша» сравнительно недавно умер. Мы с ним встречались году в 2001, планировали сотрудничать по автоматизации технологической подготовки производства на заводе, но увы…
Ну вот. Надеюсь, тогдашней России не страшно было, что ее «щит» (или «меч»? совсем запутался :) ) в таких руках :) Ни на что не намекаю. Ну, разве что на то, что в НКИ тогда еще была великолепная школа и мы были настоящей элитой судо- и кораблестроения. «Нерпа», конечно, была вотчиной НКИ – многие туда распределялись. Да и, вообще, Россия, наверное, давно съела души всех этих людей и вряд ли сейчас они себя идентифицируют с Украиной. Но со Славой Князькиным я и сейчас общаюсь, он давно уже вернулся в Кременчуг и год назад мне сказал:
— Я мордвин по рождению, но горжусь тем, что я Украинец!
P.S. На фото – лодка проекта 667-Б, заказ 312, одна из тех, чьи баллистические ракеты способны были из акватории Кольского залива доставать США. Я был ведущим инженером по этому заказу – это не значит «самый главный», а всего лишь то, что в мои обязанности входила координация всех участников – ОГС, ОГТ, ПЗ и т.п. Язык чешется все рассказать, но потом … :)