Памяти кошевого Сидора Белого
18-го июня (7-го по ст. стилю) 1788 состоялось т.н. Лиманское сражение — в Днепро-Бугском лимане в районе Очакова. Значительную часть русской флотилии составляли гребные суда запорожских казаков. В этом бою был смертельно ранен Сидор Белый, первый кошевой нового войска «верных» казаков (позже — Черноморское казачье войско, еще позже – Кубанское казачье войско), который вел запорожцев на абордаж.
Суворов, посетивший на другой день раненого, писал Потёмкину: «Чаю, Сидор Игнатьевич будет жить». Но кошевой умер. Суворов донёс об этом Потёмкину и внизу приписал: «На радость — печаль: Сидору Игнатьевичу отдал последний долг». Это о Белом известный кубанский историк генерал И.Д. Попко писал: «Седой старик, но исполненный огня, наездник давних сечевых времён, имевший привычку выезжать в перестрелку без шапки с выставленной наружу своей загорелой грудью». Так он и пошел на свой последний абордаж — в одной рубахе, с саблей в руке, с двумя пистолетами за поясом.
Здесь, на Кинбурнской косе, могила кошевого Сидора Игнатьевича Белого. Здесь лежит один из последних степных лыцарей, переживших крушение Сечи, но так и оставшийся до конца своих дней Запорожцем.
P.S. Настоящая могила кошевого не сохранилась. Вместе с Кинбурнской крепостью и Александровской церковью она была разрушена союзниками во время Крымской войны. Памятный знак представляет собой уже современную инсталляцию. Но память жива.
P.P.S. А вообще, руки чешутся написать статью «500 лет традиций морской пехоты в Украине: от Самойлы Кошки до …». И орел ДШР 1-го бата как бы намекает, что надо! :) Но подожду пока станет известно, кто из наших возглавит десант в Крым :)